Луи Армстронг, своими словами: Биограф Армстронга Терри Тичут выводит Сатчмо на сцену
Джон Дуглас Томпсон играет Луи Армстронга «Сатчмо в Уолдорфе» (фото Т. Чарльза Эриксона)
Осенью 1970 года Луи Армстронг нарушил приказ врача отыграть свой последний концерт в зале Waldorf Astoria's Empire Room. Возможно, это понравилось публике, но это был нелегкий подвиг - он держал кислородный баллон в своей гримерке. Он умрет от сердечного приступа 11 месяцев спустя, в возрасте 69 лет.
Эта знаменитая последняя помолвка закладывает основу для «Сатчмо в Уолдорфе», первой пьесы театрального критика Wall Street Journal Терри Тичута, которая открывается в марте. 4 в Вестсайдском театре. В первой сцене спектакля Армстронг, закончив представление, уходит в свою гримерку, чтобы надуть кислородный баллон. Оказавшись там, он откидывается назад, переключает диктофон - якобы для автобиографии, которую он диктует, но на самом деле для вас, публики - и после того, как он чистит рог и пакует свое снаряжение, он вылезает из смокинга в свою охотничий домик в уличной одежде, он небрежно рассказывает историю своей жизни. Чтобы рассказать историю жизни Армстронга, мистер Тичут занял 475 страниц в его биографии 2009 года Pops: A Life of Louis Armstrong и чуть меньше 90 минут на сцене.
«Армстронг, которого вы думаете, что знаете, настоящий. , но это еще не все », - отметил г-н Тичут в недавнем интервью. «В этой пьесе я пытаюсь показать вам - как я это делаю в книге - каким был мужчина за кулисами, каким был настоящий мужчина. Он был человеком, способным на большую любовь и великий гнев. Он был человеком, который хорошо разбирался в расе. Он не был дядей Томом. Каким бы он ни казался на публике, он понимал, как устроен мир. Я просто хотел поставить это на сцену. В биографии у вас есть 500 страниц, на которых можно рассказать чью-то историю. В пьесе вы просто показываете им этого человека, особенно когда в роли играет кто-то вроде Джона ».
Это был бы Джон Дуглас Томпсон, который родился в Бате, Англия, у ямайских родителей и привел в Монреале, Канада. В 50 лет он один из самых ярких актеров-классиков своего поколения.
Мистер Армстронг Томпсона - это не столько олицетворение, сколько образ, который возникает органично. «Я не пытаюсь соответствовать голосу Луи», - настаивал он. «Это слишком сложно, и это уникальная часть его характера. Я думаю, что Терри дал мне суть. Тогда я просто буду самим собой в контексте этого. Во всяком случае, я стараюсь больше соответствовать его возрасту, и в этом есть своя уникальная черта, независимо от того, что исходит из меня через мой голос ».
Его способ перемотать вперед на пару десятилетий - «Наблюдаю за моим отцом. Ему 84 года. Просто встать со стула становится спортом ».
Первый признак того, что вы смотрите настоящего Армстронга, - это поток лиловой прозы, льющийся из его рта. «В этой пьесе есть не только N-слово, - сказал г-н Тичут. «Он также содержит слово M».
Вульгарность, по его мнению, имеет значение. «Армстронг был одним из первых в Америке, кто купил магнитофон. Он записывал свои рассказы о своей жизни. Он записывал откровенные разговоры за кулисами. Более 600 катушек этих лент сохранились в архивах Армстронга в Куинс-колледже. Они были одним из основных источников моей книги. Джон слушал некоторые из самых значительных из них, поэтому он знает, как на самом деле звучал Армстронг, за кулисами, без всякой самозащиты. Он провел почти столько же исследований по этой пьесе, сколько сделал бы биограф ».
Автор и актер впервые обсудили проект в 2011 году. В следующем году Гордон Эдельштейн приехал в качестве режиссера на семинар в Martha's Vineyard. а затем последовала постановка на родине мистера Томпсона «Шекспира и компания» в Леноксе, штат Массачусетс, а затем в собственном театре Лонг-Уорф в Нью-Хейвене мистера Эдельштейна.
«Джон - актер, который играет. всеми фибрами его существа; характеристики находятся в его корпускулах », - сказал г-н Эдельштейн.
Необычным аспектом работы г-на Томпсона является то, что она не ограничивается Луи Армстронгом. Он превращает копейки в менеджера г-на Армстронга, Джо Глейзера, предприимчивого чикагского еврея, дружелюбного с толпой Капоне. Спектакль начинается после окончания этой прекрасной дружбы, с разгневанного Армстронга, горького из-за того, что Глейзер пренебрегает его завещанием.
Плохой, крутой голос Глейзера исходит из фотографий, - сказал г-н Томпсон. «У нас есть фотографии, и они очень показательны. Кадры Армстронга и Глейзера говорят тысячу слов, поэтому я начал создавать персонажа из этих изображений. Затем я услышал немного звука Глейзера и попытался вложить его голос хотя бы в свое ухо, чтобы он у меня был, и Терри был достаточно умен, чтобы написать каденции и ритм.хм голосом Глейзера ».
Именно напряжение с Глейзером поддерживает развитие повествования пьесы. «Гордон сказал мне раньше:« Ты знаешь, что это история любви. Это история разлада в любви между Армстронгом и его менеджером », - сказал г-н Тичут. «И Гордон, сказав это, показал мне кое-что - я не совсем понял, о чем идет речь».
Мистер У Эдельштейна был еще один небольшой сюрприз, когда мистер Тичут вошел на первую репетицию первой постановки в Леноксе: «Почему бы вам не попробовать написать Майлза Дэвиса в пьесе?» - беспечно предложил мистер Эдельштейн. Легенда джаза уже существовала в кавычках в спектакле. (Дэвис восхищался музыкальной виртуозностью Армстронга, но у него не хватило терпения из-за трюка с потным клоуном в носовом платке, который Армстронг выставлял напоказ перед белой публикой.) Мистер Тичут тяжело сглотнул, пошел домой и вернулся с первым наброском речей Дэвиса, преобразованным в третий персонаж пьесы.
Чтобы уловить хриплый голос Дэвиса, мистер Томпсон сосредоточился на 60-минутном интервью. «Когда я слушал его в том шоу, это звучало так, будто он шепчет. Вы должны действительно наклониться к телевизору, чтобы услышать его ».
Есть история, связанная с этим шепотом, объяснил г-н Тичут:« Майлз разработал случай узлов, и они оперировали его. Они сказали: «Вы не можете разговаривать шесть недель» или как бы долго это ни было. Два дня спустя он подрался со своим менеджером. Это было! Он всю оставшуюся жизнь говорил так, как говорит Джон. Правдивая история ».
С тех пор в микс были добавлены еще четыре голоса / персонажа, в том числе Люсиль, четвертая и последняя миссис Армстронг. «Я тоже пытаюсь сыграть Бинга Кросби», - сказал мистер Томпсон. «Я все еще работаю над этим. Это будет интерпретация Армстронгом голоса Кросби и мягкость того, как Кросби что-то сказал ».
Teachout ставит большую жирную звездочку на знак товарищества Кросби. «В интервью, которое он дал Ebony в начале 60-х, Армстронг мимоходом упомянул, что даже Бинг Кросби никогда не приглашал его к себе домой. Это запомнилось мне, потому что Кросби действительно делал все это для него - записал с ним, дал ему его первую главную роль в кино. Поскольку Бинг Кросби действительно кого-то любил, потому что он был далеким человеком, ему нравился Армстронг. Его брат сказал, что Бинг держался в целлофановом пакете. Я бы сказал, что Кросби не чувствовал расовых предрассудков по отношению к Армстронгу. Он так относился ко всем, но Армстронг знал об этом по какой-то причине ».
Дэнни Кей и Армстронг затронули аналогичные хриплые отношения в фильме 1959 года« Пять пенни », но сцену мистера Томпсона увлекло В картине задействована Барбара Бел Геддес, сыгравшая жену Кэй. «Она выходит на сцену, чтобы поздравить группу и целует всех музыкантов в щёки, но не целует Армстронга. Он единственный темнокожий музыкант, и он получает рукопожатие. Армстронг улыбается в этот момент, но вы не можете не задаться вопросом, что происходит с человеком, скрывающимся за этой улыбкой ».
Эта широкая, широкая улыбка, выражающая уши, скрывала много горя и тяжелый ранний период жизни, когда он рос сыном проститутки из Нового Орлеана. «Он совершенно не задумывался об этом конкретном факте», - сказал г-н Тичут. «Он принял то, чем он был, и я думаю, он знал, кем он был. Он бы никогда не сказал этого, и, насколько мне известно, он даже не называл себя артистом, но Луи Армстронг знал, кто он такой, - иначе он бы не сохранил те записи. Он был гением, изменившим мировую культуру ».
комментариев