Посредственное "Триттико" из Метрополитена не оправдывает правосудие Пласидо Доминго (или Пуччини)
Многолетний Пласидо Доминго (в центре) и актерский состав второго плана Джанни Скикки. Кен Ховард / Met Opera
Если есть что-то, что любит оперный менеджмент - я имею в виду, помимо вывешивания знака «Продано» на всех спектаклях, - это традиция. В настоящее время Метрополитен имеет удовольствие отметить два важных юбилея, представив Пласидо Доминго (сейчас его 50-й сезон в компании) в возрождении трилогии Пуччини одноактного Il Trittico (мировая премьера которой состоялась в Метрополитене 100 лет назад. )
В каком-то смысле для меня это тоже личная годовщина: Доминго только что добился успеха в качестве записывающего исполнителя, когда мои бунтарские подростковые вкусы обратились к опере. Фактически, одной из первых оперных пластинок, которые я купил, была «Il Tabarro» (одна из частей «Триттико») RCA с участием Доминго и Леонтины Прайс.
Подпишитесь на бюллетень Observer's Arts Newsletter
И сам Il Trittico - в исполнении Met во время турне в Далласе 15 мая 1976 года - буквально, без преувеличения, изменил мою жизнь. Я слышал, как великолепное сопрано Рената Скотто, тогда в абсолютном зените ее возможностей как переводчика, поет… нет, вживую исполняет главные женские роли во всех трех операх. Она научила меня, чем может быть опера, и с тех пор я полностью посвятил себя этому чудеснейшему из всех видов искусства.
Так что посещение Триттико в пятницу вечером в Метрополитене требовало от меня обоснованных ожиданий. Несмотря на это, производительность казалась не более чем мягкой.
Доминго в свое время пользовался большим успехом в главной роли Джанни Скикки, последней оперы и единственной комедии трилогии. Артист, которому в следующем месяце исполнится 78 лет, теперь снизил диапазон своего богатого голоса с тенора до баритона, где он расцвел в лирических строчках псевдоплаката Скикки «Addio, Firenze».
Он не прирожденный комик, что немного мешает этому фарсу про жадную семью, которая нанимает хитрого Скикки для создания завещания. В безумной постановке Джека О'Брайена остальная часть актерского состава держала фишку набранной до 11, и поэтому Доминго имел тенденцию уходить на второй план, особенно когда меццо Стефани Блайт ставила его в качестве жадной тети Зиты.
Фактически, вся ночь была наполнена скудной звездной силой или, если уж на то пошло, страстью. Смертельный любовный треугольник мрачного новичка, Il Tabarro, казался совершенно вялым, несмотря на адский темп дирижера Бертрана де Билли, который выбрал для этого и двух других сегментов программы. Пожалуй, единственный ажиотаж вызвали сопрано Эмбер Вагнер и баритон Георгий Гагнидзе в роли несчастных женатых Джорджетты и Микеле. Эти двое, плюс Блайт, были единственными певцами, добившимися того, что только голоса королевского размера могут произнести в таком огромном театре, как Met.
Сердце Триттико - это средняя пьеса, Суор Анжелика, слезинка о монахине, которая узнает, что незаконнорожденный ребенок, от которого она была вынуждена отказаться, умер. Сильно эмоциональная заглавная роль была написана для тогдашней примадонны ассолуты Метрополитена, Джеральдины Фаррар, и именно в этой роли Скотто установил почти сверхъестественно близкую связь с этой публикой в Далласе четыре десятилетия назад. (Я все еще помню, что слышал тихие рыдания с нескольких сторон всего через несколько секунд после первого соло сопрано.)
К сожалению, Кристина Ополайс, Анжелика из Met, создает нечто вроде антитезы этому эффекту. Эта артистка, которая всего несколько лет назад победила здесь в сложной роли Мадам Баттерфляй, кажется, потеряла всякий контроль над своим голосом, постоянно расшатываясь и выкрикивая даже самые скромные строки в яростном грудном регистре. Ее некогда чувствительная игра превратилась в единственный аффект - непрерывное подергивание посттравматического стресса.
Столь поверхностное возрождение такого особенного произведения не делает для Met чести. Эта печальная правда была подчеркнута воодушевляющей новой версией оперы Верди «Отелло» в прямом эфире воскресной онлайн-трансляции Bayerische Staatsoper. Режиссер Амели Нирмейер смело переосмысливает драму с субъективной точки зрения Дездемоны (Аня Хартерос), пытаясь справиться со все более неустойчивым поведением своего эмоционально далекого мужа Отелло.
Спектакль напомнил, что на оперу просто не хватит времени. Если все заинтересованные стороны не готовы рисковать своей жизнью, вы можете оставить театр в темноте.
комментариев