Долгое прощание: у Мерс Каннингем последний посмертный поворот на БАМе
Танцевальная труппа Мерс Каннингем исполняет «Biped» (1999). (Стефани Бергер / БАМ)
На прошлой неделе произошло уникальное обстоятельство в истории танца в Америке - я впервые могу вспомнить, когда крупная фигура в последний (посмертный) поклон поклонилась и закрыла магазин. Танцевальная труппа Мерс Каннингем дала четыре выступления на БАМе, представив шесть основных произведений Каннингема, и помимо нескольких мероприятий - пьесы исполнялись одновременно на трех сценах (аудитория переходит от одной к другой в течение 45 минут) позже в течение месяца в парке Avenue Armory - у него осталось всего две недели в Париже, прежде чем он окончательно распадется.
Имейте в виду, все это происходит в конце двухлетнего прощального мирового турне в соответствии с планом Каннингема, но это все же решающее прощание. Школа будет продолжена, и работы будут доступны другим труппам для постановки бывших танцоров Каннингема, но сезон его работ, представленный официальной труппой Каннингема, подобной той, которую мы только что испытали, - это особый случай. мимо.
Хореографам балета проще. Язык балета универсален и легко поддается трансплантации - повсюду можно увидеть произведения Баланчина, Эштона, Роббинса, Макмиллана. Прежние мастера постепенно выходят из моды, но все еще есть картины Фокина, Лифаря и Нижинской - например, балет Парижской оперы продолжает делать вид, что Лифарь имеет значение, - и, конечно же, классика XIX века сохраняется. Но каждый современный мастер создает свой собственный язык, так что, когда его или ее нет, работа становится опасно уязвимой. Некоторые современные мастера, такие как Дорис Хамфри, практически исчезли. Компания Марты Грэм продолжает возвращаться к большему или меньшему эффекту, но репертуар существует, и традиция исполнения существует - вроде того. Труппа Хосе Лимона по-прежнему действует, но часть его репертуара осталась неизменной. Произведения Пола Тейлора исполняются повсюду, хотя и редко так прекрасно, как его собственная компания; они не вымирающий вид, и - слава Богу - мистер. Тейлор все еще здесь, чтобы защищать их и дополнять их, а также устраивать для них разумное будущее. Но что будет с представителем Каннингема? И какое это имеет значение?
Есть много людей, для которых это важно больше всего на свете, которые видят в нем потрясающего танцевального гения нашего времени. (Так я вижу Баланчина.) Я всегда относился к нему неоднозначно. Абсолютное мастерство всегда очевидно - никто не понимает движения лучше, чем он, и если у него когда-нибудь был глупый или пошлый момент, я его упустил; за всем, что он когда-либо делал, явно есть смысл. И, конечно, он был великим танцором - одним из величайших танцоров Америки. Для меня же, однако, разрыв между танцем и музыкой, а также между танцем и повествованием слишком часто оставляет меня в тупике, неуверенным в том, что я вижу, когда вижу движение голым. Мне повезло, что в эти последние несколько дней в БАМе я смог так положительно отреагировать на столь многое - для меня это была отсрочка в последний момент, хотя для компании это была лишь отсрочка исполнения.
Было три программы. Мое сердце упало с первой, часовой работой 1983 года под названием Roaratorio со сложной партитурой Джона Кейджа, которая объявила себя «Ирландский цирк на поминках по Финнегану». Это буйство звуков, от рев поездов и криков младенцев до звуков животных и погодных явлений, плюс сам Кейдж зачитывает вслух 2462 географических названия, которые можно найти в романе Джойса, большинство из которых неразборчивы, поскольку они обрушиваются на публику. из системы объемного звучания. Мне не нравятся ирландские джигги или народные танцы, я не слышу «Поминки по Финнегану» и не люблю цирк, поэтому с самого начала было три удара против меня.
Second Hand поставила меня на правильный путь. Первоначально предполагалось, что он будет танцевать под Сократа Сати, но партитура Кейджа была заменена, когда поместье Сати отказало Каннингему в разрешении. Тем не менее танец отражает жизнь - и особенно смерть - Сократа. Готовясь к смерти, Сократ (первоначально танцевавший сам Каннингем, а теперь Роберт Суинстон) стоит в стороне от своих учеников, поскольку он принимает, даже приветствует свою судьбу. Я также чувствую отголоски «Бури», где Каннингем в роли Просперо отвергает всех тех человеческих духов, которых он вызвал. Я подозреваю, что он никогда особо не интересовался людьми, кроме как оборудованием, необходимым для создания движения. В этом смысле он не интересовался бы танцорами как таковыми, в отличие от Баланчина или Эштона (или Тейлора, или Тарпа, или Морриса), для которых выявление, изучение и выявление отдельных танцоров представляло непревзойденный интерес. (Грэм в первую очередь интересовалась созданием произведений, которые могла бы танцевать сама.)
Раньше в карьере Каннингема он сотрудничал с крупными современными художниками - Раушенбергом, Джонсом, Уорхолом - чтобы обеспечить визуальный аналог его танцев. К концу прошлого века он увлекся компьютерным искусством и был предан своего рода случайности - теперь он был еще дальше отстранен от сотрудничества с другими художниками, особенно когда в 1992 году умер Кейдж, его спутник жизни. И все же для меня его BIPED, созданный в 1999 году, - его самая красивая и трогательная работа. (Ему было около 80, когда он это сделал.) Снова и снова 13 танцоров вторгаются на сцену и удаляются от нее, поодиночке или в неизбежных группах. Их блестящие костюмы, замечательное изменяющееся освещение и вдохновляющие проекции движущихся цифровых изображений, которые вспыхивают на холсте перед сценой, придают всей работе единство, которого я не нахожу в большей части Каннингема. Что наиболее важно, пульсирующая партитура Гэвина Брайерса поддерживает и усиливает натиск танца. Финал - предсмертное падение - завершение долгой и богатой жизни философа.
Третья программа BAM началась с двух хорошо известных работ: «Путь пруда» (Брайан Ино; Рой Лихтенштейн) и «Рейнфорест» (Дэвид Тюдор и Уорхол - его знаменитые серебряные гелиевые шары, которые время от времени летают над аудиторией). Первый спокойный, рефлексивный, временами как под водой - плавание, ныряние и всплытие. Второй, безусловно, обоснован - как следует из названия, почти джунглирует по ощущениям; есть даже моменты, связанные с обезьянами. Но какой бы ни была основная метафора в пьесе Каннингема, тема всегда одна и та же: базовые танцевальные движения. Длинное равновесие, выпад ноги наружу, наклон, прыжок вперед с вытянутой рукой - и то, как эти танцевальные фразы накапливаются во что-то значимое без музыки или повествования, а вместо этого посредством того, как один танцор или группа танцоров перекликаются или контрастируют с другим.
комментариев