Вперед, марш! Марк Моррис: «Нападения хоровой фантазии, но четыре святых очаровывают»

  • 16-11-2020
  • комментариев

Справа Эмбер Стар Меркенс в «Хоровой фантазии».

Почему ошибочная и поверхностная «Фантазия до минор для фортепиано, хора и оркестра» Бетховена? К чему такая военная помпезность? Почему так буквально перевод музыки в движение? Это загадка, но Марк Моррис часто хочет нас озадачить. Иногда его головоломки завораживают и дразнят; в своей новой «Хоровой фантазии», премьера которой состоялась на прошлой неделе в БАМе, он не очаровывает и не дразнит; он нападает.

Высокая элегантная Amber Star Merkens - лидер стаи, олицетворяющая фортепианные элементы партитуры. Она и 14 других танцоров в ее отряде одеты в темно-зеленую униформу Исаака Мизрахи с множеством золотой отделки - они красивы, стройны и очень подходят для марша, а их будет много. С его обычным мастерством группового движения, мистер Моррис заставляет своих танцоров роиться по всей сцене, разбиваясь на группы, которые переходят в другие группы. Беги беги беги; прыжок, прыжок, прыжок; и, наиболее настойчиво, марш, марш, марш.

Ни разу со времен «Звездно-полосатого» Баланчина мы не видели так много марширующих на сцене, но Звезды дают нам веселый ироничный марш к Сузе. Моррис дает нам чистую чванство, вскинув руки, под зловещие барабанные ритмы Бетховена. Где сапоги? Они - все, чего не хватает в довершение этого утомительного расхаживания и топания. В конце концов, великолепный Троицкий хор присоединяется к короткой и сухой песне о жизни, любви, искусстве и Боге. (К счастью, Бетховен перевернулся и спустя годы подарил нам настоящую вещь с кульминацией Девятой симфонии «Ода радости».)

Хоровая фантазия умело скомпонована и отполирована, и ее эффективно танцуют замечательные танцоры мистера Морриса. Как всегда, они полны энергии и сосредоточены, хотя следует сказать, что по мере того, как знакомые лица и тела постепенно покидают компанию, появляется некоторая однородность. Что ж, может быть, это уместно для работы, которая предполагает авторитаризм и демонстрирует механическая связь между хореографией и партитурой.

Перед пьесой Бетховена г-н Моррис привез свою часовую версию оперы Вергилия Томсона и Гертруды Стайн 1934 года «Четыре святых в трех действиях» (хотя в ней 14 святых и четыре акта). Это известное произведение было впервые исполнено полностью черной группой певцов и танцоров и поставлено Фредериком Эштоном после того, как Баланчин отказался. Либретто Штейна замысловато, но хитро вызывает воспоминания, его самый известный отрывок начинается с «Увы, голубей на траве». Музыка Томсона легкая, веселая, притворно простая. И г-н Моррис украсил все это серией очаровательных примитивных фонов Майры Калман в ярких розовых, желтых и голубых тонах, которые так нравятся детям детского сада.

Я сопротивлялся этой четверке святых с момента ее премьеры дюжину лет назад - слишком большая ее часть лишена привлекательности и обаяния. Но на этот раз для меня это ожило. Отчасти, я думаю, потому, что музыка никогда не звучала так хорошо, как сейчас, с музыкальным ансамблем MMDG, снова Тринити-хором и восемью великолепными певцами-солистами. Если вы не всегда могли разобрать слова, вероятно, это была проблема с акустикой - и с причудливостью текста. Дух и звук завораживали. Все сложилось в крупной мелкой работе.

Кроме того, смена актерского состава помогла мне по-новому взглянуть на танец. Святая Тереза, центральный персонаж, всегда исполнялась - мощно - великолепной Мишель Ярд. В середине второго выступления на БАМе она порвала икроножную мышцу, и после короткой паузы ее заменила Рита Донахью, более жизнерадостная и менее настойчивая танцовщица, меньше зависящая от безжалостной улыбки. Ее выступление на следующую ночь было очаровательным и приятным; ее ясная святая Тереза изменила баланс работы. Хотя ее волнистый, белый, прозрачный костюм, похожий на куклу, все еще привлекает ваше внимание, мисс Донохью - не столько выдающаяся личность, сколько самая заметная фигура в ансамбле. (У нее также был новый Святой Игнатиус, Сэмюэл Блэк, в качестве ее партнера; как и мисс Донахью, он менее яркая личность, чем его предшественник, Джон Хегинботэм, но он сильнее и энергичнее.)

"Четыре святых" - длинный, и все это танцуют; подход оратории обходится г-ном Моррисом. В результате бывают отрезки, когда для наполнения музыки он кажется вампиром. Но впервые терпение мое не было напряжено. Либо эта работа растет, либо я.

editorial@observer.com

комментариев

Добавить комментарий